О некоторых ценах и сроках
 
Говоря о ценах, я имею в виду цены на рынке симуляторов и цены, которые заказчики выплачивают фирмам-симуляционистам за разработку проектов. Начнем с симуляторов. Для симуляторов, ориентированных на „языки“, такие как GPSS, цена лежит в пределах от 3 до 6 тыс. USD. Для учебных заведений такие симуляторы предлагаются ценой от 500 USD. Известны также „студенческие версии“, которые предлагаются за 100 USD или даже бесплатно. Как правило, в них очень существенно ограничены размерности создаваемых моделей, но сохранены все основные функции симулятора.
Цены на пакеты имитационного моделирования лежат в пределах от 20 до 50 тыс. USD. При продаже множественных лицензий существует гибкая шкала цен. Бывает также, что предлагаются различные типы лицензий, отличающиеся ценой в несколько раз:
  • Development License
  • Application License
  • Runtime License
  • Simulation License
  • Educational (Academic) License
  • Student License

У „дорогих“ пакетов цена даже на Student License не опускается ниже 500 USD, а для учебных заведений цена лицензии лишь иногда опускается до 5 тыс. USD. Конечно, фирма-симуляционист должна ориентироваться сразу на приобретение нескольких лицензий типа Development License. Ограничение доступа к симулятору обеспечивается с помощью Security Key или Floating Licenses, обращение к которым происходит через Internet. Часто оказывается очень целесообразным приобрести вместе с „базовым симулятором“ дополнительные программы (интерфейсы, графику, оптимизацию и т.п.), а также специализированные библиотеки модулей для моделирования определенных типов систем (монтажных участков, автоматизированных складов, транспортных систем и т.п.). В этом случае цена покупки легко может подняться до 80 тыс. USD.

Цены на проведение работ есть смысл рассматривать совместно с соответствующими сроками. В Центральной Европе существует представление, что один человеко-день работы „приличной“ фирмы-симуляциониста или консалтинговой фирмы должен стоить заказчику около 800 USD. Тогда получается, что „средний“ проект, который продолжается 2 месяца (40 рабочих дней) и выполняется силами двух работников, будет стоить заказчику 64 тыс. USD. Конечно, стороны могут и „торговаться“, но цена на такой проект вряд ли опустится ниже 50 тыс. USD. Это совсем не значит, что симулятор окупится уже одним таким проектом: только на зарплату этим двум работникам фирма-симуляционист на Западе потратит за это время не менее 24 тыс. USD, конечно, с учетом налогов.

Следует различать такие виды сроков:

a) сроки разработки проектов, которые стараются диктовать „грамотные“ заказчики;

b) сроки разработки проектов, которые стараются предлагать фирмы-симуляционисты;

c) фактические сроки разработки проектов.

„Грамотные“ заказчики, действительно заинтересованные в результатах моделирования, редко предполагают, что проект по имитационному моделированию может продолжаться более трех месяцев. В принципе, у них есть основания так считать, так как на интеллектуальную часть даже сравнительно большого проекта, т.е. на уточнение постановки задачи и разработку концептуальной модели, симуляционист-эксперт тратит лишь несколько дней. А в дальнейшем темпы разработки проекта должны быть обеспечены за счет правильной организации работ, т.е. чисто „технологическими“ методами. Считается, что почти половина времени может быть потрачена на обеспечение моделей требуемыми исходными данными, а сами работы по программированию моделей занимают 25-30% от общего времени проекта. Иногда „жесткий“ заказчик просто организует „тендер“ с условиями: срок – 3 месяца и цена – не более 100 тыс. USD.

С другими категориями заказчиков фирмы-симуляционисты ведут более сложные переговоры, стараясь растянуть сроки разработки проектов. Они это делают не для того, чтобы получить от заказчика больше денег, а просто для того, чтобы более гибко планировать загрузку своих работников. Обычно трудоемкость проекта и соответствующая цена определяются на основании вполне объективных оценок. Даже малоопытный заказчик не поленится поинтересоваться „на строне“, сколько может стоить подобный проект.

Фактически, работы по конкретному проекту выполняются фирмой-симуляционистом в течение нескольких недель или даже дней. Все зависит от распределения внутренних ресурсов фирмы, степени уникальности проекта и, главное, от сроков и технологии обеспечения проекта исходными данными. Основные задержки, которые приводят даже к продлению сроков выполнения проекта, происходят из-за необходимости „добывать“ недостающие данные путем переговоров и переписки с заказчиком, а подчас и путем организации длительных командировок „на объект“.

 
назад

вперед