Современное состояние имитационного моделирования
 

Мировая наука и экономика в трудные для России последние десятилетия не стояли на месте и интенсивно развивались. За рубежом регулярно проводились конференции по теории и практическим аспектам имитационного моделирования, оно все шире внедрялось в практику проектирования производственных (в самом широком смысле слова) процессов и оперативного управления ими. В повестку дня встал вопрос о cплошном применении цифровых моделей (Digital Factory) в процессе проектирования и эксплуатации производственных систем. Люди, участвующие в такой деятельности, получают возможность наблюдать статические объекты как правило в виде трехмерных изображений (виртуальная реальность - VR). Наличие имитационной модели и обоснование с ее помощью выбранного варианта в западных странах являются обязательными в комплекте документов, подаваемых на рассмотрение для проектирования или модернизации нового производства либо технологического процесса. Модели используются и для обучения персонала. Эта концепция называется e-manufacturing (Ю.И. Толуев). Убежденными сторонниками ее являются, в частности, ведущие автомобильные компании: Daimler-Chrysler, Mercedes-Benz, BMW, Audi, Toyota. Этот подход применяется и на сборке аэробусов А-380 в Гамбурге.

Целый ряд фирм выпускает программные продукты как широкого назначения (модифицируемые), так и специализированные по логистике, отраслям промышленности и социальной сферы. Однако в условиях чрезвычайной сложности и дороговизны этих разработок из европейских компаний только Technomatics и DELMIA претендуют на полное покрытие e-Manufacturing своими продуктами.

В обзорном докладе К.А. Аксенова отмечаются типичные недостатки систем моделирования:

·        Сложность описания.

·        Сложность проведения экспериментов.

·        Слабость средств моделирования конфликтов за общие ресурсы.

·        Отсутствие поддержки русского языка.

Недостатки имитационного моделирования вынуждают комбинировать его с аналитическими моделями. Поскольку наиболее широкий класс моделей, охватывающий дискретное сборочное производство, транспортные системы, системы логистики, разного вида обслуживающие и коммуникационные системы - это сети массового обслуживания, активно разрабатываются и такие модели и алгоритмы.

  
назад

вперед