Финансы
 

Большинство участников конференции представляло точные и технические науки. Поэтому для них оказались новыми и интересными (между прочим, и с точки зрения платежеспособного спроса на моделирование) финансово-экономические приложения.

Э.Б. Песиков оценивал на имитационной модели эффективность и степень риска маркетинговых стратегий предприятия. Учитывались действия поставщиков ресурсов и предприятий-конкурентов, коэффициенты эластичности спроса в зависимости от цены товара и дохода потребителей, а также воздействие рекламы на объемы продаж (модель Видаля - Вольфа).

И.В. Яцкив применяла моделирование для оценки рисков инвестиционных проектов. Были определены оцениваемые показатели: математическое ожидание, дисперсия, стандартное отклонение и вариация чистой современной (приведенной к дате расчета) стоимости проекта. Выделены детерминированные и стохастические рисковые факторы, влияющие на изменения денежных потоков и упомянутую стоимость проекта. Приведена схема программы имитации. Создан "бизнес-калькулятор", позволяющий настраивать модель на реальные данные и проводить статистический анализ полученных результатов, а также выяснить чувствительность проекта к размеру и сроку банковской ссуды и проценту по ней.

Очень свежей (для инженеров) оказалась имитационная модель финансовых торгов (К.В. Воронцов). Торговля идет как двойной аукцион. Участники торгов в произвольном порядке подают заявки с указанием направленности (покупка или продажа), цены и объема. Приняв заявку, торговый автомат просматривает очередь заявок, поданных ранее, пытаясь найти удовлетворяющую ей встречную заявку (цена заявки на покупку должна быть не меньше цены заявки на продажу). Приоритет имеют заявки, поданные по наилучшей цене, а среди имеющих одинаковую цену - поданные раньше. Если встречная заявка имеется, автомат фиксирует сделку. Если заявка не удовлетворяется или удовлетворяется частично, остаток ставится в очередь. Участник торгов в любой момент может снять заявку из очереди.

В каждый момент максимальная цена в заявках на покупку  меньше минимальной цены в заявках на продажу. Разница между ними называется спрэдом.

Модель воспроизводит реальную торговую сессию, имитируя действия отдельных участников. Каждый из них "видит" протокол торгов, текущее состояние очередей, собственную позицию (купленный и проданный объемы) и принимает решения о подаче или снятии своих заявок на основе формализованных мотивов (степеней целесообразности возможных действий). Чем больше мотив, тем выше значения параметров сделки.

В докладе рассматриваются специфические методы валидации обсуждаемой модели. Модель называется адекватной, если в ответ на типовое возмущающее воздействие возникает типичная ответная реакция (например, в ответ на единичную покупку большого объема происходит кратковременное расширение спрэда и повышение цены, а затем откат обратно).

 
назад

вперед