Портал GPSS.RU
Неймарк М. С., Цесарский Л. Г.,
ОАО «Ил»

Управление эффективностью эксплуатации парка самолетов авиакомпании с помощью имитационной модели
 

Эффективность применения парка самолетов авиакомпании определяется следующими тремя показателями: М100 (среднее число задержек на 100 вылетов), Тгод (средний налет на списочный самолет) и ЭР (эксплуатационные расходы, учитывающие все затраты, возникающие при применении самолетов). 

Для оперативного и перспективного управления эффективностью (в любом значении этого слова) применения самолетов необходимо определить связь указанных показателей с факторами, описывающими функционирование авиакомпании как авиационно-транспортной системы и которые могут быть объективно оценены и/или на которые возможно непосредственное управленческое воздействие. Этими факторами в общем виде являются

  • характеристики надежности и эксплуатационной технологичности используемых самолетов
  • характеристики технической эксплуатации (система ТО), организация ТО (организация выполнения ТО, квалификация персонала, производственные мощности включая количественный состав обслуживающего персонала по специальности и цехам, организация обеспечения запасными частями и т.д.)
  • характеристики применения (расписание, характеристики маршрутов)
  • расходы по наземному обслуживанию и летной эксплуатации самолетов

Таким образом, задача управления эффективностью состоит в определении зависимости М100, Тгод и ЭР от указанных факторов, которые для краткости назовем условиями применения парка самолетов (УППС) для конкретной авиакомпании.
Из постановки задачи следует, что для обеспечения требуемых показателей эффективности эксплуатации необходимо рассматривать не изолированный самолет, а авиационно-транспортную систему (АТС) авиакомпании в целом. Анализ работы такой системы представляет значительную сложность ввиду того, что ее функционирование описывается большим числом параметров, многие из которых носят случайный характер, при чем параметры системы сложным образом связаны между собой. Наиболее универсальным, и возможно единственным для практического применения, методом анализа подобных систем является метод имитационного моделирования. Особенно важно, что имитационная модель (ИМ) позволяет производить широкое варьирование структуры исследуемой системы и формы представления исходных данных.

Для решения поставленной задачи предлагается имитационная модель (ИМ) эксплуатации парка самолетов в условиях конкретной авиакомпании. ИМ обеспечивает структурно-функциональное подобие процесса эксплуатации и моделирующего процесса. ИМ позволяет с минимальными затратами и с любой степенью детализации моделировать на ЭВМ возможные варианты применения самолетов в авиакомпании избегая дорогостоящих реальных «экспериментов».

Входными для ИМ являются следующие количественные и качественные факторы (назовем их параметрами УППС):

  • периодичность планового ТО, продолжительность планового и непланового ТО;
  • организация ТО (пропускная способность производственных цехов, квалификация персонала, организация работы);
  • расписание и характеристики маршрутов;
  • показатели надежности и эксплуатационной технологичности самолетов;
  • состав перечня минимального оборудования (ПМО);
  • организация снабжения запасными частями.

При проведении моделирования параметры, имеющие случайный характер задаются как случайные величины.
"Проигрывание" на ЭВМ процесса эксплуатации самолетов позволяет определить зависимость результатов эксплуатации (М100, Тгод и ЭР) от параметров УППС. Изменение значения параметров УППС, а также дополнение их новыми, учитывающими дополнительные нюансы работы авиакомпании, позволяет получить количественную оценку эффективности работы авиакомпании в различных условиях. 

Изложенный подход применен на АК им. С.В. Ильюшина для оценки ожидаемой эффективности эксплуатации при проектировании самолетов Ил-96-300, Ил-114 и для оценки результатов эксплуатации самолетов Ил-62, Ил-86 в конкретных авиапредприятиях. Кроме того, проводилась количественная оценка ожидаемой эффективности отдельных мероприятий, таких как увеличение периодичности отдельных форм оперативного и периодического ТО. С этой целью на основе базовой ИМ эксплуатации разрабатывались соответствующие ИМ, учитывающие специфику каждого случая. Базовая ИМ представляет собой программу для ПК. Базовая ИМ включает модули наземного обслуживания, летной эксплуатации и расписания. Для конкретной авиакомпании производится доработка базовой ИМ под фактические УППС.

Результаты моделирования позволяют определить наиболее эффективные средства повышения эффективности использования парка самолетов в конкретных условиях авиакомпании. Опираясь на опыт проектирования, эксплуатации, а также на результаты проведенного моделирования эксплуатации самолетов, можно сформулировать следующие задачи, которые могу решаться на базе ИМ:

  • объективная оценка эффективности применения самолетов путем сравнения фактических результатов эксплуатации с результатами моделирования в условиях авиакомпании
  • выявление критических, с точки зрения эффективности эксплуатации, параметров УППС
  • количественное сравнение эффективности возможных вариантов реорганизации наземной и летной эксплуатации самолетов
  • количественное сравнение эффективности возможных вариантов использование финансовых ресурсов, вкладываемых в наземную и летную эксплуатации самолетов
  • оперативная (практически в режиме реального времени) оценка эффективности отдельных намечаемых мероприятий по модернизации наземной и летной эксплуатации самолетов

ИМ эксплуатации может служить основой для создания автоматизированной системы анализа и управления эффективностью применения парка самолетов авиакомпании.